Прокуратура района разъясняет
«Меры ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции»
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления, предусматривает ряд запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.
Применительно к депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющих полномочия на постоянной основе, такие требования перечислены в ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). Также часть 7.1 названной статьи обязывает всех депутатов соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Запреты и ограничения для депутатов предусмотрены положениями ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ.
Поскольку рассмотренные нормы представляют собой механизм профилактики коррупционного поведения, за их нарушение предусмотрены достаточно жесткие санкции. По общему правилу, установленному ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, такие нарушения влекут досрочное прекращение депутатских полномочий.
Вместе с тем, ч. 7.3.1 той же статьи допускает применение к депутатам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, иных, более мягких мер ответственности. К их числу закон относит:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать такие должности до прекращения срока полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий.
Как видно из вышеприведенных положений закона, применение любой из названных мер ответственности возможно лишь за несущественные нарушения, связанные с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Существенность нарушений определяется в каждом конкретном случае с учетом всех значимых обстоятельств и рекомендаций Минтруда России, изложенных в письме от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479. В названном письме на основе анализа правоприменительной практики приведен перечень нарушений, связанных с представлением недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые могут быть расценены как существенные либо несущественные проступки.
Конкретная мера ответственности из рассматриваемого перечня избирается с учетом индивидуального правового статуса допустившего нарушения депутата. К примеру, если нарушивший требования закона депутат является заместителем председателя представительного органа и работает на непостоянной основе, то он может быть освобожден от занимаемой должности. В случае, если он при этом работает на постоянной профессиональной основе, он может быть либо освобожден от должности, либо к нему может быть применен запрет исполнять полномочия на постоянной основе.
В любом случае за допущенное нарушение может быть применена только одна мера ответственности. Порядок их применения определяется муниципальным правовым актом.
Иные нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе непредставление депутатом сведений или представление заведомо неполных или недостоверных сведений, непринятие мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, влекут безальтернативное прекращение депутатских полномочий. Сведения о таком депутате подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Заместитель прокурора района
советник юстиции С.М.Бакаева
Прокуратура района разъясняет
«Меры ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции»
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления, предусматривает ряд запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.
Применительно к депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющих полномочия на постоянной основе, такие требования перечислены в ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). Также часть 7.1 названной статьи обязывает всех депутатов соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Запреты и ограничения для депутатов предусмотрены положениями ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ.
Поскольку рассмотренные нормы представляют собой механизм профилактики коррупционного поведения, за их нарушение предусмотрены достаточно жесткие санкции. По общему правилу, установленному ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, такие нарушения влекут досрочное прекращение депутатских полномочий.
Вместе с тем, ч. 7.3.1 той же статьи допускает применение к депутатам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, иных, более мягких мер ответственности. К их числу закон относит:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать такие должности до прекращения срока полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий.
Как видно из вышеприведенных положений закона, применение любой из названных мер ответственности возможно лишь за несущественные нарушения, связанные с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Существенность нарушений определяется в каждом конкретном случае с учетом всех значимых обстоятельств и рекомендаций Минтруда России, изложенных в письме от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479. В названном письме на основе анализа правоприменительной практики приведен перечень нарушений, связанных с представлением недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые могут быть расценены как существенные либо несущественные проступки.
Конкретная мера ответственности из рассматриваемого перечня избирается с учетом индивидуального правового статуса допустившего нарушения депутата. К примеру, если нарушивший требования закона депутат является заместителем председателя представительного органа и работает на непостоянной основе, то он может быть освобожден от занимаемой должности. В случае, если он при этом работает на постоянной профессиональной основе, он может быть либо освобожден от должности, либо к нему может быть применен запрет исполнять полномочия на постоянной основе.
В любом случае за допущенное нарушение может быть применена только одна мера ответственности. Порядок их применения определяется муниципальным правовым актом.
Иные нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе непредставление депутатом сведений или представление заведомо неполных или недостоверных сведений, непринятие мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, влекут безальтернативное прекращение депутатских полномочий. Сведения о таком депутате подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Заместитель прокурора района
советник юстиции С.М.Бакаева
Прокуратура района разъясняет
«Меры ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции»
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления, предусматривает ряд запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.
Применительно к депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющих полномочия на постоянной основе, такие требования перечислены в ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). Также часть 7.1 названной статьи обязывает всех депутатов соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Запреты и ограничения для депутатов предусмотрены положениями ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ.
Поскольку рассмотренные нормы представляют собой механизм профилактики коррупционного поведения, за их нарушение предусмотрены достаточно жесткие санкции. По общему правилу, установленному ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, такие нарушения влекут досрочное прекращение депутатских полномочий.
Вместе с тем, ч. 7.3.1 той же статьи допускает применение к депутатам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, иных, более мягких мер ответственности. К их числу закон относит:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать такие должности до прекращения срока полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий.
Как видно из вышеприведенных положений закона, применение любой из названных мер ответственности возможно лишь за несущественные нарушения, связанные с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Существенность нарушений определяется в каждом конкретном случае с учетом всех значимых обстоятельств и рекомендаций Минтруда России, изложенных в письме от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479. В названном письме на основе анализа правоприменительной практики приведен перечень нарушений, связанных с представлением недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые могут быть расценены как существенные либо несущественные проступки.
Конкретная мера ответственности из рассматриваемого перечня избирается с учетом индивидуального правового статуса допустившего нарушения депутата. К примеру, если нарушивший требования закона депутат является заместителем председателя представительного органа и работает на непостоянной основе, то он может быть освобожден от занимаемой должности. В случае, если он при этом работает на постоянной профессиональной основе, он может быть либо освобожден от должности, либо к нему может быть применен запрет исполнять полномочия на постоянной основе.
В любом случае за допущенное нарушение может быть применена только одна мера ответственности. Порядок их применения определяется муниципальным правовым актом.
Иные нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе непредставление депутатом сведений или представление заведомо неполных или недостоверных сведений, непринятие мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, влекут безальтернативное прекращение депутатских полномочий. Сведения о таком депутате подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Заместитель прокурора района
советник юстиции С.М.Бакаева